Туалетный тренинг:
учим важному шагу к самостоятельности
Освоение навыков туалета — важный этап в развитии каждого ребенка. Для детей с особенностями развития этот процесс может быть особенно непростым и вызывать у родителей много тревоги, сомнений и неудачных попыток. В АВА Диада мы подходим к туалетному тренингу с научной точки зрения, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и в тесном сотрудничестве с семьей.
Почему может быть трудно?
Ребенок не чувствует сигналов тела или не может их распознать.
Есть страх или неприятный сенсорный опыт, связанный с туалетом.
Ребенок не понимает, что от него ожидается.
Отсутствуют навыки запроса на туалет.
Ребенок привязан к подгузнику как к привычному и безопасному элементу.
Мы не используем универсальные методы — только индивидуальный план туалетного тренинга, основанный на принципах прикладного анализа поведения и сформулированный поведенческим аналитиком совместно с куратором и родителями.
Как мы обучаем?
01
02
04
03
05
Обратная связь и поддержка
Разработка стратегии
Пошаговое внедрение и сопровождение
Функциональная оценка готовности
Этапы работы:
Консультация с родителями
Мы узнаем:
  • какой текущий уровень навыка у ребенка;
  • какие попытки предпринимались раньше;
  • в чем именно затруднения;
  • есть ли медицинские противопоказания.
Мы определяем, готов ли ребенок к началу тренинга:
  • способен ли он удерживать мочу и/или кал;
  • понимает ли простые инструкции;
  • может ли оставаться без подгузника хотя бы короткое время;
  • как реагирует на изменения в рутине.
Мы подбираем:
  • подходящий график посадок на горшок или унитаз;
  • систему поощрений, основанную на мотивации ребенка;
  • средства коммуникации (в том числе ПЕКС или другие визуальные подсказки), чтобы ребенок мог сообщить о необходимости туалета;
  • поддерживающее поведение со стороны взрослых, которое укрепляет успех.
Команда центра обучает родителей и специалистов, сопровождающих ребенка, и при необходимости проводит тренинг в условиях центра, чтобы сформировать начальные навыки в комфортной и контролируемой обстановке.
Мы отслеживаем успехи, корректируем план, помогаем переносить навык в домашнюю и образовательную среду.
Что важно знать?
  • Мы не торопим ребенка, но действуем последовательно.
  • Учитываем сенсорные особенности и уровень развития.
  • Формируем не только навык хождения в туалет, но и всю сопутствующую рутину: распознать позыв, попроситься, дойти до туалета, выполнить действия по уходу, вернуться к деятельности.
  • Работаем в команде — анализируем, адаптируем, поддерживаем.
Навык, меняющий качество жизни
Освоение туалетного навыка — это шаг к большей свободе, самостоятельности и уверенности. Это важно и для самого ребенка, и для семьи, и для возможности посещения детского сада, школы, развивающих занятий.

Если вы хотите начать или уже пробовали, но столкнулись с трудностями — мы готовы помочь.
Туалетный тренинг — не стресс, а достижение.